Возврат к списку

Выборы казачьего атамана

22.08.2017

21.08.2017 года в преддверии выборов Президента Российской Федерации в Верхнеграчинской сельской библиотеке прошел исторический классный час на тему: « Быт и нравы донских казаков. Выборы казачьего атамана». Как это было?  Ведущие  данного исторического часа основывались на  страницы романа  М.А.Шолохова « Тихий Дон».

 Данное мероприятие подготовили и провели :

- Изварина Т.А. ( председатель УИК № 865);

-Мазанова И.В.(секретарь УИК № 865);

-Изварина Е.С. (член УИК № 865).

Цели: показать быт и нравы казачества на страницах романа, воспитывать уважительное отношение к культуре и обычаям других народов. Знать все качества которыми должен обладать лидер казаков.

        Роман-эпопея М.А. Шолохова "Тихий Дон"-  начала беседу  Мазанова И.В. , по праву считается самым значительным и серьезным его произведением. Автору удивительно хорошо удалось передать жизнь и быт донского казачества, сам дух его и связать все это с конкретными историческими событиями. Эпопея захватывает ряд великих потрясений в России. Как нельзя более ярко определяют жизнь казаков в тот трудный исторический период, который отразил Шолохов в романе, вечные ценности.  Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы – основные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак.

   Казачество раскрывается в эпопее многогранно – в быту в семье, в труде, во взаимоотношениях личности и общества и, наконец, в участии в исторических событиях.

  Казаки любят трудиться, любят природу. В романе даны сцены труда в разные времена года: рыбная ловля на Дону, весенние полевые работы, покос, который воспринимается как праздник, уборка хлебов осенью и заготовка дров зимой. Особенно много трудятся женщины – казачки. Они верные помощницы мужей в самом тяжелом крестьянском труде: нянчат детей, ведут домашнее хозяйство, шьют одежду и вяжут носки, платки. Героини Шолохова все время в труде.

       Изображая быт казачества, его жизненный уклад Шолохов умеет через отдельные сцены осветить наиболее типичное, наиболее характерное для казачества.

  Ребята проявив интерес к  удивительно интригующей жизни казаков, задавали вопросы об атамане. Каким должен бить лидер?  Какими качествами должен обладать? Как его избирали?  Изварина Т.А.,   пояснила, что настоящая демократия или казачья вольница? Все общественные, бытовые и политические дела у казаков обсуждались на Круге. На нем же избирали и атамана.

Атаман:

Избранник управлял жизнью хутора, станицы или всего казачьего войска. Поэтому атаманом становился самый мудрый, опытный, образованный казак, заслуживший всеобщее доверие. Лидера избирали не только для управления станицей или всем казачьим войском, его выбирали для военного похода, охоты, рыбалки или для встречи с царем.

Казачий Круг:

Круг собирался всегда на площади перед станичной избой, часовней или церковью. Место это называлось майданом.

В воскресенье или праздник атаман, выйдя на крыльцо церкви, приглашал казаков на сбор. Есаулы делали «закличку» – шли по улицам с насекой в руке и, останавливаясь на каждом перекрестке, кричали: «Атаманы молодцы, сходитесь на майдан, ради станичного дела!».

        После этого станичники торопились на майдан. В «голосовании» участвовали все взрослые казаки, женщины, порочные и пенные казаки не допускались. Малолетние казаки могли находиться в Круге только под присмотром своего отца или крестного.

В центр собрания выносились хоругвь или иконы, поэтому казаки стояли без головного убора. Когда старый атаман «слагал полномочия», он, положивши свою насеку, спрашивал атаманов-молодцов, кто будет делать доклад. Право доклада принадлежало не каждому, и сам атаман без согласия избранных судей, не мог сделать доклада. Отсюда и пошла поговорка: «атаман не волен и в докладе».

      Назначенный докладчик предлагал сбору выбрать нового лидера. Кандидатами становились грамотные, рачительные в хозяйстве и авторитетные казаки. Часто атамана выбирали из числа офицеров. Но избранниками иногда становились и недостойные лица.

Дело в том, что претендент мог подкупить казаков на Круге. Для этого он заранее угощал их в ближайшем кабаке или в доме своих друзей. Поверивший обещаниям и «щедрой» агитации, электорат поддерживал «своего» кандидата. Таким образом, на Круге часто образовывались «партии» от разных претендентов, которые спорили и агитировали за своих кандидатов.

      Сами выборы проходили по принципу "чье имя чаще выкрикивается".

Провозглашенный принимал из рук докладчика атаманскую насеку, которая представляла собой посох с металлическим набалдашником, а почетные казаки прикрывали насеку своими шапками в знак поздравления и почтения. Бывали случаи, что казаки разочаровывались в выбранных своих избранниках.

     В оправдание своей ошибки голосующие обыкновенно приводили то обстоятельство, что атаман ранее «не выказывал наружу своего нрава».

Лидера избирали на год или на три, т.е. «на терем». На это время приказы атамана были беспрекословны. Особенно авторитет атамана проявлялся в военных походах, где правильное решение полководца могло спасти казаков от неминуемой смерти.

Поэтому казаки подчинялись своему атаману: «куда ты глазом кинешь, туда мы кинем головы свои». Но власть атамана не была безграничной, за ошибки или оплошности он нес ответственность. На Круге его могли подвергнуть суду и даже всыпать розгами. «За дело били, за правду», – говорили казаки-старики о нерадивых атаманах.

   По окончании исторического часа, ребята еще долго проявляли интерес к жизни казаков и  пытались сравнить выборы Атамана с выборами Президента Российской Федерации в нашей стране. ФОТООТЧЕТ

          

Тэги: исторический час

Другие новости
Облако тэгов